О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Росатом: ледоколы будут ходить по Северному морскому пути по расписанию
23.09.2025
Об этом заявил глава Росатома Алексей Лихачев
Израиль начал строительство нового объекта на ядерном комплексе Димон
20.09.2025
Об этом сообщает South China Morning Post
19.08.2018
Закрытие работавшего в Норвегии исследовательского ядерного реактора Халден (Halden), на котором выполнялись многие международные работы, важные для развития мировой атомной энергетики, не затормозит планы российских специалистов по исследованиям в области нового "противоаварийного" ядерного топлива, потому что они пользуются реакторным комплексом в Институте атомных реакторов Росатома (НИИАР) в Димитровграде, считает главный редактор портала AtomInfo.ru Александр Уваров.
В то же время, зарубежные атомные компании столкнутся с трудностями поиска новых исследовательских реакторных установок, полагает эксперт.
"Известно, что по Халденскому проекту у топливной компании Росатома ТВЭЛ есть соглашение, по которому она была участником этого международного проекта и наравне с остальными зарубежными заказчиками ежегодно платила взносы в общий фонд", — отметил Уваров в беседе с РИА Новости. Он пояснил, что все участники проекта ежегодно выходили со своими предложениями, определяли план работ, а затем вместе пользовались полученными результатами.
"Для ТВЭЛа закрытие Халдена с технической точки зрения большой проблемой не станет — все необходимые исследования переведут в НИИАР. Кроме того, для компании Росатома это, скорее всего, будет еще и дешевле, если рассматривать отдельные двусторонние контракты", — сказал эксперт.
"Для зарубежных атомщиков ситуация оказывается сложнее. Во-первых, из-за системы взносов в общий "котел" они могли проводить там необходимые исследования за относительно небольшие деньги. Делать аналогичные исследования полностью за свои средства будет намного дороже", — добавил он.
Что касается исследований в области так называемого толерантного топлива, которое, как считается, поможет повысить безопасность АЭС, то ни одна другая зарубежная лаборатория заменить Халден полностью не сможет, таких технических возможностей больше ни у кого нет, отметил Уваров. "Вероятно, придется организовывать несколько исследований в разных центрах", — считает он.
При этом у российских разработчиков толерантного топлива проблем с исследовательской базой не возникнет, подчеркнул эксперт. "ТВЭЛ изначально был ориентирован на испытания своего толерантного топлива в НИИАР", — отметил Уваров. Как сообщалось ранее, в нынешнем году опытная партия таких топливных элементов будет установлена в один из реакторов НИИАР.
Реактор HBWR мощностью 25 МВт эксплуатировался в норвежском Халдене с 1959 года. Его особенностью было то, что он мог работать в различных режимах (в частности, с различными видами ядерного топлива), поэтому имел очень широкий спектр применения. При этом он считался совместным международным проектом (Халденский реакторный проект), в котором участвовали 19 стран. В международных программах Халденского проекта участвовали и российские организации.
Общее управление проектом осуществляло Агентство ОЭСР по атомной энергии (NEA). Норвегия, как принимающая сторона, вносила 30% финансирования работы реактора, остальные 70% покрывались остальными странами-участниками.
Некоторое время назад реактор Халден был остановлен из-за срабатывания системы защиты, вызванного отказом одного из элементов оборудования. Хотя лицензия на эксплуатацию истекала только в 2020 году, 27 июня нынешнего года было объявлено, что лицензия не только не будет продлена, но и что реактор вообще не будет перезапущен.
Одним из последних проектов, который планировался на реакторе, был совместный проект международных компаний Global Nuclear Fuel, Framatome и Westinghouse по разработке толерантного ядерного топлива. Испытания экспериментальных топливных сборок планировалось как раз проводить на халденском реакторе, и теперь этому консорциуму придется искать иные варианты.
Работы по созданию устойчивого к авариям толерантного ядерного топлива (accident tolerant fuel, ATF) в настоящее время активно идут в мире, стимулом к этому стала авария на японской АЭС "Фукусима-1" в марте 2011 года. Тогда после цунами, вызванного мощным землетрясением, обесточились энергоблоки станции, прекратилась подача охлаждающей воды в активные зоны их реакторов, в них произошел перегрев ядерного топлива. В результате повышения температуры циркониевых оболочек тепловыделяющих элементов (твэлов) возникла так называемая пароциркониевая реакция, сопровождавшаяся выделением дополнительного большого количества тепла и водорода, который в итоге взорвался, в результате чего разрушились конструкции зданий энергоблоков, в окружающую среду было выброшено большое количество радиоактивных веществ.
Практически сразу после этой аварии в странах с развитой атомной энергетикой активизировались разработки по предотвращению возможности возникновения пароциркониевой реакции, в том числе благодаря применению различных комбинаций оболочек твэлов и их начинки — топливных композиций. По мнению экспертов, компании, которые решат задачу создания эффективно работающего толерантного ядерного топлива, потеснят конкурентов на мировом рынке производителей топлива для АЭС.
РИА Новости https://ria.ru/atomtec/20180803/1525869797.html
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА