О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Число транзитных коммерческих рейсов по Северному морскому пути в 2025 г. может превысить 20 единиц
04.08.2025
Об этом сообщил специальный представитель по вопросам развития Арктики ГК «Росатом» Владимир Панов
На дежурство вышла новая китайская атомная подлодка Type 094
08.08.2025
Комментариев: 005.11.2012
|
Как провожают ледоколы... Марш «Прощание славянки» на пару минут прерывает заседание рабочей группы общественного совета по вопросам безопасного использования атомной энергии в Мурманской области, которое проходит на «Атомфлоте». - «Россия» отходит. Провожаем, - поясняют хозяева. - В эксплуатации сейчас находятся пять атомных ледоколов. «Россия» буквально в эти минуты отправляется в Арктику, «Ямал» стоит на перезарядке, «50 лет Победы» работает на трассе Севморпути, «Вайгач» готовится к выходу на трассу в осенне-зимнюю навигацию, «Таймыр» - в длительном ремонте, - по-хозяйски инвентаризирует «конюшню» первый заместитель генерального директора - главный инженер ФГУП «Атомфлот» Мустафа Кашка. - Еще есть «Советский Союз». Но он сейчас находится в отстое, и на ближайший год его восстановление не рассматривается. Это связано с загрузкой на трассах... Однако гостей интересует несколько иное. - Создание на территории предприятия так называемого ядерного острова, участие «Атомфлота» в большой программе, связанной с реабилитацией береговых технических баз в Гремихе и губе Андреева, - конкретизирует их интерес секретарь общественного совета Сергей Жаворонкин. Что касается «ядерного острова», то это только звучит страшновато. На самом деле, речь идет о концентрации всех радиоактивных материалов, отходов и отработавшего ядерного топлива (ОЯТ) в локальной зоне внутри самого предприятия. Об этаком сейфе, где будет осуществляться повышенный контроль - как радиационный, так и физический. В него войдут береговой пост загрузки ОЯТ, обновленный пятый причал и новый 100-тонный портальный кран. Причал в настоящее время реконструируется, кран монтируется. О перевалке через «Атомфлот» отработавшего ядерного топлива наша газета уже рассказывала своим читателям. Да и главная тема встречи была несколько иная. Ведь это первое заседание рабочей группы по комплексу проблем, связанных с утилизацией атомных ледоколов и судов атомного технологического обеспечения. Вообще говоря, члены совета на «Атомфлоте» частые гости. Особое внимание общественности к этому предприятию вполне понятно: его производственные мощности находятся фактически в городской черте Мурманска. А значит, здешний мирный атом для сотен тысяч северян, что называется, ближе всего к телу. Но нужно при этом отдать должное и руководству «Атомфлота», которое всегда демонстрирует открытость, не оставляя без внимания ни одно обращение и без ответа ни один вопрос дотошных общественников. О профессионализме персонала предприятия я уже и не говорю. Еще один повод упомянуть о нем представился и во время прошедшей встречи. Да, «Атомфлоту» опять есть чем похвастаться: «Ямал» отработал более десяти лет без срабатывания аварийной защиты. Иначе говоря, за целое десятилетие бдительная и порой склонная к панике электроника ничего не заподозрила. Событие уникальное. Кстати - хвастаться так уж хвастаться! - частота срабатывания аварийной защиты на атомоходах не превышает соответствующих показателей на атомных электростанциях. Но те расположены на берегу, а ледоколы бороздят морские просторы, то есть находятся в более жестких условиях эксплуатации. Как говорится, выводы делайте сами. И все же, как и люди, атомные богатыри с годами стареют. Отслужившие свое «Арктика» и «Сибирь» уже переведены в холодный отстой. Если не будут приняты решения о продлении ресурса, в будущем году будет выведена из эксплуатации «Россия», в 2014-2015 годах та же участь должна постигнуть «Таймыр» и «Вайгач», а спустя еще пять лет - «Ямал». «Советский Союз», повторюсь, уже в этом году фактически выведен из эксплуатации. Но поставить атомоход на прикол, даже выгрузив при этом топливо, лишь часть дела. Его нужно утилизировать. С учетом ядерной энергетической установки сделать это весьма непросто и, скажем прямо, недешево. - В прошлом году разработана концепция утилизации атомных ледоколов. В этом году мы планируем заключить контракт на разработку непосредственно проекта таких работ, - сообщил Мустафа Кашка. Работы эти, как пояснил заместитель генерального директора «Атомфлота» Константин Князевский, делятся на три этапа: выгрузка топлива, перевод в холодный отстой и собственно утилизация. Ориентировочные планы таковы: «Сибирь» должна пойти «на иголки» в 2016-2017 году, «Арктика» - в 2018-2019-м, «Россия» - в 2019-2020-м... Хотя вдруг «Арктику» все же удастся спасти? Об идее превращения легендарного атомохода в музей и постановке его на вечную стоянку в Петербурге или, скажем, Кронштадте наша газета уже рассказывала. Хорошо бы... Однако вернемся к вопросам радиационной безопасности. При грядущей утилизации атомоходов рассматриваются четыре варианта плавучих и неплавучих блок-упаковок реакторных отсеков. В любом из них конечная упаковка будет поставлена на стапель для дальнейшего сухого хранения. Где? По-видимому, в пункте длительного хранения «Сайда». Впрочем, даже при принятии каких-либо иных технологических решений суть самого процесса не изменится. В очень упрощенной форме он будет выглядеть так: из ледокола извлекут топливо, реакторный отсек поместят в некий контейнер для хранения, а корпус судна разрежут на металл. Столь просто это, конечно, только на бумаге. - Мы сами сначала считали, что ледоколы утилизировать будет проще, чем, скажем, атомные подводные лодки. К сожалению, это оказалось не так, - развел руками Мустафа Кашка. Не определены пока и суммы, в которые все это выльется. По экспертным оценкам (они, повторюсь, весьма приблизительны), речь идет об 1,3 миллиарда рублей. Но возможно, что на практике сумма и удвоится. Звучит даже цифра в 3 миллиарда. Как говорится, поживем - увидим. Понятно, что в таких вещах главное - безопасность, а не экономия. Пока же не стоит забывать о том, что утилизации ждут не только атомные ледоколы, но и суда атомного технологического обеспечения. О работах по утилизации плавтехбазы «Лепсе» мы уже подробно рассказывали читателям. Чуть больше месяца назад это судно покинуло территорию «Атомфлота» и ушло к своему последнему причалу на СРЗ «Нерпа». - Это великий день. И прежде всего для мурманчан, - так в разговоре со мной оценил тогда это событие президент экологической организации «Беллона» Фредерик Хауге. - Проект «Лепсе» создает прецедент: если «Атомфлот» демонстрирует подобную открытость, почему бы и другим атомным структурам не открыть свою информацию? «Лепсе» - своего рода ледокол, который помог начать многие другие проекты. Это пример плодотворного сотрудничества специалистов-атомщиков и экологов. Что ж, можно добавить, что уже разработаны проекты утилизации плавтехбаз «Володарский» и «Лотта». Связанные с этим работы ориентировочно должны начаться в 2013-м и 2014 году соответственно. Ну а за ними, повторюсь, последуют и ледоколы. Здесь в материале можно было бы поставить точку. Но, говоря об атомном флоте и судах, внесших неоценимый вклад в освоение Арктики, не хочется заканчивать в миноре. - В августе был подписан контракт на строительство нового атомного ледокола, - напомнил Мустафа Кашка. - Это ледокол нового проекта, большей мощности и с новыми характеристиками. В среднесрочном проекте бюджета страны предусмотрено начать финансирование с 2014 года строительства второго ледокола и с 2015 года - третьего. Таким образом, в России возрождается атомное судостроение. Что ж, жизнь продолжается. На смену исполнившим свой технический долг перед людьми атомоходам придут новые богатыри. И уже для них будет звучать на причале «Прощание славянки». Игорь ЯГУПОВ |
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА