О проекте | статьи | горячие новости | коллегам по перу | Форум | контакты |
Росатом: ледоколы будут ходить по Северному морскому пути по расписанию
23.09.2025
Об этом заявил глава Росатома Алексей Лихачев
Израиль начал строительство нового объекта на ядерном комплексе Димон
20.09.2025
Об этом сообщает South China Morning Post
Комментариев: 028.11.2013
Анна Говорова
http://www.infox.ru/science/tech/2013/11/26/Ekspyertyy_razvyeyal.phtml
К 2020 году в Финляндии планируют построить первое в мире особо долгосрочное подземное хранилище ядерных отходов под названием «Онкало».
Его строительство началось в 2004 году, глубина захоронения составит около 500 метров. В 2020 году «Онкало» начнет принимать ядерные отходы с финских АЭС. Предполагается, что в 2100 году, после того как хранилище заполнят, вход в него забетонируют. Как считают разработчики проекта, должно пройти не менее 100 тысяч лет, чтобы отходы стали безопасными для человека и окружающей среды. Датский режиссер Микаэль Мэдсен снял о проекте «Онкало» фильм «В бесконечность», где он делится со зрителями своими опасениями.
Возможны ли подобные проекты? Представляют ли они реальную угрозу для человечества? И что с радиоактивными отходами делает Россия и другие страны?
После показа фильма в рамках проекта РИА Новости «Научный понедельник», эти и другие проблемы обсудили эксперты - генеральный директор ВНИИ неорганических материалов им. академика А.А. Бочвара Валентин Иванов и начальник отдела Института перспективных энергетических технологий НИЦ «Курчатовский институт» Станислав Субботин.
По словам Валентина Иванова, финский проект – далеко не новость. «Это не уникальный объект. В Швеции делают подобное, в Швейцарии думают о подобном решении. И это вполне реализуемый проект», - отметил эксперт.
При этом, по словам специалистов, нужно четко понимать, что в «Онкало» речь идет о захоронении не отходов, а облученного ядерного топлива.
«Отходы – это то, что уже невозможно использовать. А облученное ядерное топливо – это, можно сказать, хранилище ценных радионуклидов для будущих поколений. Такое рукотворное месторождение», - пояснил Станислав Субботин.
«Можно сказать, что финны в этом проекте теряют 50 % тех делящихся материалов, которые могут вырабатывать энергию. Вполне возможно, что когда-нибудь придется их забрать. В этих облученных материалах есть много ценных материалов, например, родий, рутений. Когда делится ядро урана, там образуются и драгоценные материалы, которые сначала являются радиоактивными, а потом становятся обычными», - добавляет Валентин Иванов.
Как объясняют эксперты, финский проект основан на концепции открытого цикла – «захоронить и все забыть». Такое решение вполне оправдано и выгодно для небольших стран, у которых не так велико количество АЭС, где переработка облученного ядерного топлива вряд ли окупится.
Однако, большинство стран, в том числе и Россия придерживаются другой концепции – замкнутого цикла. «Суть этой концепции в том, чтобы не трогать сейчас облученное ядерное топливо, а хранить его. А затем использовать этот ресурс снова в реакторах на быстрых нейтронах. Использовав облученное топливо на таких реакторах, можно будет получать энергию и ядерные отходы, которые станут безопасными уже через 300 лет», - говорит Валентин Иванов.
Он также указывает и еще на одно преимущество использования реакторов на быстрых нейтронах. «Уран кончится. Это так. Поскольку мы сейчас используем всего 0,7 % 235U. А все остальное 99,3% - это 238U. Вот его как раз и можно использовать в реакторах на быстрых нейтронах. И тогда ресурсов атомной энергетики даже без тория хватит на несколько тысяч лет», - считает эксперт.
Так, например, во Франции, у которой доля атомной энергетики составляет примерно 80%, сейчас ориентированы на замыкание топливного цикла: планируется, что к 2040-50 году страна перейдет на реакторы на быстрых нейтронах. В 2030-м году коммерческие реакторы на быстрых нейтронах планирует построить Китай.
В России также идет работа над этой концепцией. «Мы страна, в которой работает коммерческий реактор на быстрых нейтронах БН 600 и исследовательский БОР 60», - говорит Валентин Иванов.
От отметил также, что в России сейчас работают 10 атомных станций, общей мощностью около 23 гигаватт, до 2019 года в эксплуатацию планируется ввести еще как минимум 11 станций.
Что касается хранения облученного ядерного топлива, то в настоящее время в России существует временные хранилища, где топливо остекловывается после переработки. «Сейчас речь идет о хранении в Канско-Ачинском бассейне, в ГХК на Дальнем Востоке. Возможно, что хранение там будет продолжаться в течение 50-ти лет. Вполне вероятно, что к этому времени разовьются реакторы на быстрых нейтронах, и тогда это топливо будет выниматься оттуда, чтобы снова использоваться», - говорит Валентин Иванов.
Вообще же такой известный лозунг, как «Весь мир скоро будет завален ядерными отходами» – сильно преувеличен, считают эксперты.
«Это такая гипербола. На самом деле отходов не так уж и много: 250 тысяч тонн во всем мире, в России 37 тысяч тонн (для сравнениея - это примерно один футбольный стадион)», - отметил Станислав Субботин.
Но, как подчеркнул Валентин Иванов, самая большая трудность в атомной энергетике – это радиофобия, уже потом экономика. «Радиация — это естественное явление. Например, просто сидя в зале РИА Новости, каждый получает дозу 10-20 микрорентген в час. Во время перелета на самолете на высоте около 10 тыс метров можно получить около 200 микрорентген в час. Эти дозы мы переносим без всякого вреда для здоровья. Главное - такое понятие как норма», - отметил Валентин Иванов.
При этом, однако, эксперт убежден, что атомные технологии должны быть дистанционными и безлюдными. «Это дорого, но реализуемо. Первое – переходить к дистанционным технологиям. Отходить от человеческого фактора. Поскольку, по моему мнению, именно человеческий фактор был виновен в Чернобыле. В какой-то мере это касается Фукусимы, поскольку там работали по инструкции, а инструкция не была подогнана к реальности», - считает Иванов.
Человек также не должен забывать об ответственности и серьезности этого вопроса, подчеркнул Субботин. «Технологии, которыми мы пользуемся, настолько мощные, что проверить все последствия их применения на практике мы не можем. А ведь мы «откусили» чуть-чуть от урана - лишь кусочек. У всех научных завоеваний, как мы теперь поняли, есть неожиданные последствия. Мы вошли в эпоху актуального незнания, когда мы не можем оценить последствия. Прошлый опыт ценен - но он нам не помогает. Единственный выход - нам нужно достичь консенсуса между всеми заинтересованными сторонами», - считает Субботин.
Комментарии Оставить свой комментарий
Свидетельство о регистрации Эл № ФС77-50590 от 19.10.2012 г., выданное Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)
МЕЧЕНЫЙ АТОМ.РУ
Учредитель, главный редактор - Надежда Васильевна ПОПОВА