Однако, углубившись в тему, становится ясно, что увеличение в сотни раз выбросов в атмосферу опасных отходов станции не так уж и безопасно. Какие радиоактивные выбросы увеличились в сотни раз и где «спрятаны» официальные документы, выяснил журналист RostovGazeta.
Рост опасных выбросов в сотни раз
«Предварительные материалы оценки воздействия на окружающую среду (ОВОС) эксплуатации энергоблока № 3 в 18-месячном топливном цикле на мощности реакторной установки 104% от номинальной с вентиляторными градирнями», надежно хранятся на сайте администрации Волгодонска.
Документ подготовили по заказу АО «Концерн Росэнергоатом» сотрудники ООО «Научно-производственное объединение «Гидротехпроект».
В отчетах говорится, что 2017 году, в сравнении с предыдущим годом, на Ростовской АЭС радиоактивные выбросы увеличились в разы. К примеру, выброс радиоцезия (Цезий-137) увеличился почти в шесть раз. Этот радиоактивный нуклид поступает в организм с пищей, до 25% — через органы дыхания. Через месяц после прекращения поступления цезия из организма выводится примерно 80% введенного количества, но в процессе выведения значительные количества цезия повторно всасываются в кровь в нижних отделах кишечника.
Показатели по выбросам на Ростовской АЭС другого радиоактивного изотопа «Цезий-134» в 2017 году выросли в восемь раз, а «Кобальта-60» — в семь раз.
«Фактические годовые газоаэрозольные радиоактивные выбросы на Ростовской АЭС в атмосферу в 2017 году составляли от 0,19 до 14,2% от допустимых выбросов», — говорится в отчете ОВОС.
Однако, по словам инженера-физика и эксперта Программы «Безопасность радиоактивных отходов» Андрея Ожаровского, искусственные радионуклиды в любых количествах опасны.
«Выбросы инертных радиоактивных газов Ростовской АЭС достигли 1/7 от величины допустимых выбросов, а выбросы цезия и кобальта растут в 5-8 раз в год, оставаясь в пределах допустимого», — считает эксперт.
Газоаэрозольные отходы на АЭС, как говорится в самом документе ОВОС, не утилизируются, «их удаление реализуется в окружающую среду с воздушными выбросами АЭС».
Всего у Ростовской АЭС четыре энергоблока. Начиная с 2009 года, атомщики стали повышать по очереди мощности реакторной установки на 4% от номинальной. Это делается для увеличения прибыли. При этом руководство электростанции уверяет, что «параметры воздействия на окружающую среду не поменялись», плановые значения остаются прежними. Это не так. Возможно, выбросы остаются в пределах нормы, но их количество увеличивается ежегодно в сотни раз.
Во время общественных слушаний в Волгодонске в конце января 2019 года старший научный сотрудник «Гидротехпроекта» Любовь Банщикова продемонстрировала публике слайды, где говорится о росте выбросов радионуклидов в атмосферу. Судя по картинкам, которые она показывала, рост выброса вредных веществ в атмосферу из-за работы на сверхпроектной мощности Ростовской АЭС увеличился в десятки и даже сотни раз. Но сама Банщикова говорила о том, что произошли «незначительные выбросы». Видимо, в надежде, что не все внимательно изучат слайды.
«Результаты расчетов и фактические данные демонстрируют, что при реализации хозяйственной деятельности, связанной с эксплуатацией энергоблока № 3 Ростовской АЭС на мощности реакторной установки 104% от номинальной, произошло незначительное увеличение объема выбросов радиоактивных веществ в атмосферный воздух», — сказала она.
По словам Ожаровского, на этих слушаниях официально сообщили, что при переходе на повышенную мощность на АЭС отмечен рост выбросов: йода-131 — в 3,7 раза, кобальта-60 — в 23 раза, цезия-134 — в 86 раз, цезия-137 — в 154 раза.
«При этом установленный для АЭС годовой допустимый выброс превышен не был», — говорит Ожаровский.
Рост выбросов представители «Гидротехпроекта» тогда объяснили «ведением изменений в Положение о годовых отчетах». На это Ожаровский отвечает: «Изменения в отчетность были внесены в 2014 году, рост выбросов наблюдался в 2017 году».
«Не вызывает сомнений, что поступление радионуклидов в организм человека из радиоактивного облака и с содержащими радионуклиды продуктами приведет к дополнительному внутреннему облучению, и это все же будет иметь свои последствия, но они относятся не к строго предопределенным и зависящим от полученной дозы „детерминированным эффектам“, а к так называемым вероятностным или „стохастическим“ эффектам», — считает Ожаровский.
То есть, показатели выбросов за 2017 год на Ростовской АЭС увеличились от 3 до 8 раз. В десятки и сотни раз превышены показатели по выбросам радионуклидов в атмосферу за все время работы АЭС после перехода станции от 100% до 104% тепловой мощности реактора.
«Сведения, содержащиеся в ОВОС и представленные на слушаниях, подтверждают, что при эксплуатации реакторов на повышенной тепловой мощности значительно - в десятки и сотни раз - возрастают газовые и аэрозольные выбросы опасных радионуклидов», - говорит Ожаровский.
Спикер добавляет, что выбросы растут системно и каждый год. Важно, что сами атомщики это признают. "При росте нагрузки на реактор на проценты содержание радионуклидов в теплоносителе растет в разы - это давно известно. Чем больше радиоактивных веществ в теплоносителе, тем больше выбросы (при ремонтах и перегрузке топлива)", - комментирует Ожаровский.
"Экологическая безопасность"
В отчёте по экологической безопасности за 2018 год, который посоветовал журналисту RostovGazeta изучить главный инженер Ростовской АЭС Андрей Горбунов, говорится о том, что выбросы загрязняющих веществ в атмосферу за 2014-2018 годы увеличились в два раза. Пик по «выбросам» на АЭС наступил в 2018 году. И связано это, как объясняется в отчете, с «увеличением времени и режима работы пускорезервной котельной». Однако, составители отчета продолжают уверять, что выбросы «не превышают нормативов предельно допустимого выброса».
«В процессе эксплуатации атомной станции образуются радиоактивные и нерадиоактивные отходы. Радиоактивные отходы (РАО) делятся на жидкие и твердые. Для их хранения на Ростовской АЭС предусмотрены специальные хранилища. Все радиоактивные отходы подлежат переработке, кондиционированию и передаче для захоронения во ФГУП „Национальный оператор по обращению с радиоактивными отходами“. Переработанные и кондиционированные радиоактивные отходы Ростовской АЭС хранятся в невозвратных защитных контейнерах, которые размещаются на территории станции в отдельно стоящем хранилище радиоактивных отходов», — говорится в письме Андрея Горбунова в ответ на запрос редакции.
Атомщики отмечают, что организация переработки и хранения отходов на Ростовской АЭС позволяет полностью исключить попадание этих отходов в окружающую среду.
«Нерадиоактивные отходы размещаются в специальных сооружениях, занимают незначительную площадь, хранящиеся вещества закрыты в чашах с четырех сторон. По результатам производственно-экологического контроля негативного влияния на окружающую среду не выявлено», — следует из ответа атомной станции.
Главный инженер Ростовской АЭС Андрей Горбунов в своем письме отмечает, что на сегодняшний день на станции нет никаких существенных проблем.
«Вопросам обеспечения безопасной работы энергоблоков, контроля технического состояния и поддержания необходимых эксплуатационных характеристик сооружений, систем и оборудования на атомной станции уделяется приоритетное внимание. Отсутствие на Ростовской АЭС инцидентов и аварий, сопровождавшихся радиационными последствиями, загрязнением и негативным изменением окружающей среды, подтверждает факт стабильного и надежного уровня эксплуатации энергоблоков, позволяет считать атомную станцию экологически чистым предприятием высокого уровня безопасности», — говорится в письме Горбунова.
Результаты регулярных проверок на станции, как утверждает Горбунов, подтверждают безопасность эксплуатации АЭС.
Этого же мнения придерживается замминистра промышленности и энергетики региона Владимир Клименко, отвечая на запрос редакции.
«Глобальные проблемы на Ростовской АЭС отсутствуют. Атомная станция работает надежно и безопасно, обеспечивая стабильное энергоснабжение потребителей Северо-Кавказского и Южного федеральных округов, в том числе в период высоких температур летних месяцев и в период зимних холодов», — пишет Клименко.
Клименко отмечает, что многолетние исследования показывают, что радиационный фон в районе АЭС соответствует естественным фоновым значениям.
Инженер-физик Андрей Ожаровский не разделяет этот позитивный настрой представителей ростовской атомной станции и властей.
«„У нас проблем нет! И справочку от Ростехнадзора покажем!“ Это же очевидно — пока не случилось глобальной аварии — точно также могли говорить и о Чернобыльской АЭС — „у нас проблем нет“. Я не утверждаю, что на Ростовской АЭС происходят „инциденты и аварии“. Я говорю, что тяжелые радиационные аварии могут произойти, они на 100% не исключены», — говорит Ожаровский.
Работа Ростовской АЭС не наносит вреда и биоресурсам, сообщает Министерство промышленности и энергетики региона. За последние три года проверки надзорных органов не выявили нарушений и замечаний в области природоохранного и санитарного законодательства, отметили в Министерстве.
Единственный документ, который существует на данный момент по теме эвакуации жителей в случае ЧП на ростовской атомной станции, («План мероприятий по защите населения города Волгодонска в случае аварии на Ростовской атомной станции»), говорит о том, что этот «План спасения» не сработает. За установленные четыре часа людей не смогут вывезти в безопасную зону. Чтобы успеть всех эвакуировать, нужен третий мост в Волгодонске. Грандиозное сооружение начали строить в конце прошлого года, достроят переход в 2024 году. В случае «апокалипсиса» на АЭС до сдачи моста — эвакуировать людей никто не сможет вовремя, нет в достаточном количестве общественного транспорта, люди встанут в многочасовых пробках, даже обеспечить респираторами смогут не всех. Это не наши домыслы, это выводы самих сотрудников МЧС.
А между тем, в опасной близости к АЭС находится 41 населенный пункт с общей численностью (на 2010 год) 217 213 человек.
Кто же должен заниматься эвакуацией жителей, в ответ на запрос RostovGazeta написал главный инженер Ростовской АЭС Андрей Горбунов: «Данный вопрос находится вне компетенции Ростовской АЭС. В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 21.12.1994 г. № 68-ФЗ „О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера“ планирование мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории субъектов Российской Федерации и территориях муниципальных образований осуществляют органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления».
Атомщики в случае ЧП не занимаются защитой или эвакуацией жителей, они спасут лишь своих сотрудников, для этого есть специальные убежища.
Запрос журналиста по теме безопасности и эвакуации в случае ЧП на ростовской АЭС, который был направлен главе администрации Волгодонска Виктору Мельникову, перенаправили в МКУ «Управление по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям города Волгодонска». Специалисты ГО ЧС подготовили ответ, но за два дня у Мельникова не нашлось времени, чтобы поставить подпись и выслать письмо в редакцию RostovGazeta.
Затруднились ответить быстро на эти вопросы также представители МЧС Ростовской области и регионального департамента по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. В ближайшее время, возможно, мы услышим точки зрения этих ведомств.
Заместитель министра промышленности и энергетики Ростовской области Владимир Клименко в ответ на наш запрос также сообщил, что «высокий уровень состояния безопасности на атомной станции подтвержден результатами международных проверок и технических миссий».
По его словам, за последние три года международными командами экспертов Всемирной ассоциации операторов, эксплуатирующих атомные станции (ВАО АЭС), провели на Ростовской АЭС две проверки.